Ведущая тенденция, отмеченная респондентами, – рост влияния учредителей или крупных спонсоров на редакционную политику изданий. Более половины (51%) участников опроса оценили этот тренд как высоко актуальный. В качестве магистрального направления его выделяли и представители коммуникационных индустрий, и медийное сообщество.
К трендам второго уровня были отнесены тенденции, значимые для более трети респондентов, а именно: 38% отметили умышленное использование неполных данных, отказ от использования данных противоположной точки зрения, создание субъективной причинно-следственной связи; 37% – кликбейты и сенсационность (намеренное использование провокаций и преувеличений с целью привлечь внимание) и 36% – зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ.
Группу третьего уровня сформировали тренды, которые отметили менее трети респондентов. Так, предвзятость, то есть создание заведомо негативного отношения к лицам, позициям или мнениям, отличным от редакционной политики издания, отметили 32%; зависимость выбора редакционной политики от «мейнстримного» дискурса – 30%, а недостаточную или некачественную проверку источников и фактов, которые становятся причиной дезинформации, – 27%.
Так называемые фоновые темы актуальны для небольшой части профессионалов – 25% и менее респондентов. К ним относятся чурналистика, то есть использование пресс-релизов, сообщений информационных агентств и других форм непереработанных готовых материалов для создания статей (25%), таблоидизация – поверхностное освещение событий (24%), использование ботов с целью манипулирования дискуссиями (22%), сбор и монетизация персональных данных, формирование информационных пузырей (19%), ложный баланс сторон обсуждаемого вопроса (17%), влияние дисклеймеров (маркировок) на публикациях на восприятие текста (16%) и нарушение юзабилити сайта из-за рекламы баннеров (15%).
«Особая ценность исследования заключается в возможности увидеть и, главное, сравнить, как журналисты и специалисты по коммуникации на основании своего профессионального опыта оценивают влияние нарастающих технологических, социальных и экономических факторов на текущую работу медиа. Участие в опросе представителей региональных и федеральных компаний дает рынку более объективную картину трендов, задающих правила игры и влияющих на итоговый медиапродукт», – говорит Наталья Власова, генеральный директор АНО «ЦНРМ» (проект «Вместе медиа»).
«Мировые тренды, рассмотренные в опросе, так или иначе актуальны для России и в этом смысле, мы несомненно находимся в глобальном контексте. Мнения представителей СМИ и специалистов по коммуникациям совпали в отношении 4 из топ-5 трендов. Это можно оценивать как позитивный результат, так как говорит о формировании единой информационной среды как для журналистского сообщества, так и для специалистов по коммуникациям», – прокомментировала Евгения Немчинова, управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta.
«Как одна из ведущих отраслевых ассоциаций в области связей с общественностью, мы заинтересованы в выстраивании этических и прозрачных отношений со средствами массовой информации, с классическими и новыми медиа. Нам было важно увидеть российский информационный рынок в глобальном контексте, понять, насколько мировые тренды релевантны для наших реалий. Мы получили живую обратную связь от участников, а также интересные гипотезы, которые требуют более детального изучения. Опрос следующего года будет обязательно расширен новыми трендами для оценки их распространенности и актуальности для российского рынка», – сказала Лилия Глазова, президент АКОС, генеральный директор исследовательской компании PR News.
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) была создана 16 марта 1999 года и объединила наиболее авторитетные коммуникационные агентства России. Среди основных задач АКОС: развитие высокопрофессиональной прозрачной и эффективной индустрии PR-услуг в России, установление высоких этических стандартов, развитие PR-образования, представление общественных интересов членов Ассоциации.
Проект «Вместе медиа» объединяет региональных медиаигроков, поддерживает этические стандарты и качественный контент, помогает локальным медиа работать в digital, зажигаем новые медиазвезды. «Вместе медиа» объединяет специалистов с высокой внутренней культурой, широким кругозором, интересом к собственному профессиональному развитию и заинтересованных в сохранении высоких этических стандартов. Ежегодно проект организует разноплановые профессиональные медиасобытия в 7-ми федеральных округах и on/off проекты в Москве.
PR-Consulta – независимое российское коммуникационное агентство, член ассоциаций РАСО и АКОС, участник Национального рейтинга коммуникационных компаний. Компания объединяет команду специалистов в области связей с общественностью, имеющих многолетний опыт работы c крупнейшими международными и российскими компаниями, а также государственными институтами.
PR News – лидирующая компания в области исследования коммуникаций. Компания работает на рынке с 2006 года и предоставляет полный комплекс услуг по мониторингу СМИ, медиааналитике, коммуникационным исследованиям и консалтингу. PR News входит в состав двух международных ассоциаций по мониторингу СМИ и медиа анализу – FIBEP и AMEC, а также является членом российской ассоциации АКОС.