Реклама или информация? Маркировать или нет? Одной из самых актуальных для коммуникационного рынка уже несколько лет является проблема маркировка рекламы в интернете. В 2022 году в силу вступил закон, согласно которому вся интернет-реклама, транслируемая на территории России, должна быть промаркирована и учтена. А с 1 сентября 2023 года начала действовать система штрафов для участников рынка, нарушающих правила о маркировке.
Впервые после вступления этих нововведений у PR-сообщества появились Индустриальные рекомендации по исполнению требований маркировки рекламы при использовании инструментов PR-коммуникаций, которые обобщают все ранее опубликованные материалы по данной теме и помогут избегать ошибок при подготовке информационных или имеющих признаки рекламных материалов, снизить объем требуемого контроля за отраслью связей с общественностью и минимизировать количество дел о нарушении рекламного законодательства.
В рамках Национального рекламного форума Рекомендации представил генеральный директор Коммуникационного агентства АГТ, руководитель Рабочей группы АКОС по законодательному регулированию в области коммуникаций Игорь Лащевский.
«Мы попытались сформировать единый подход в вопросах отнесения информации к рекламе, а также необходимости маркировки, основываясь на действующем законодательстве, комментариях и разъяснениях регуляторов, – сказал Игорь Лащевский. – Надеемся, что рекомендации помогут нашим коллегам из сферы связей с общественностью разобраться, как регуляторы на основе законодательства определяют, что есть информационный материал, а что является рекламой, и, следовательно, при распространении в сети Интернет должно быть маркировано. В конечном итоге, единое понимание этого подхода позволит избежать нарушений по незнанию и существенных штрафов».
Документ разработан ведущими индустриальными ассоциациями АКОС и АКАР в партнерстве с представителями рынка и при консультативной поддержке ключевых отраслевых регуляторов. Материал основан на действующем законодательстве РФ, а также опубликованных разъяснениях, ответах и комментариях Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Использование Рекомендаций позволит российскому бизнесу, коммуникационным и диджитал-агентствам проще ориентироваться при соблюдении требований действующего законодательства в части маркировки рекламы. Для удобства в рекомендации включили чек-лист проверки наличия признаков рекламы в материале. При необходимости их будут обновлять с учетом новой правоприменительной практики и разъяснений регуляторов.
Рекомендации будут полезны при:
▪️подготовке email-рассылок;
▪️коммуникации в соцсетях и мессенджерах;
▪️освещении мероприятий;
▪️публикации информационных материалов на сайтах.
В Рекомендациях рассматриваются содержательные признаки рекламы. Именно эти признаки, а не способ распространения материала, определяют, является ли он рекламным или информационным. Рекомендации дают отдельные разъяснения о применимости требований к маркировке рекламных материалов для различных инструментов и форматов PR-коммуникаций.
Индустриальные рекомендации по исполнению требований маркировки