22 сентября на форуме The Baltic PR Weekend 2011 Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела круглый стол «Юридические и этические нормы в коммуникациях. Международная и российская практика». В ходе круглого стола ведущие эксперты признали важность следования этическим нормам и законодательным и индустриальным ограничениям. Эксперты отметили особую роль знания международных правил, таких как Закон о противодействии коррупции за рубежом (FCPA) в работе с органами государственной власти и чиновниками и Sarbanes-Oxley в финансовых коммуникациях. Модератором круглого стола выступила Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, председатель АКОС.
Открыл дискуссию президент Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) Ричард Линнинг. В своем докладе на тему «Современные стандарты этики и прозрачности в коммуникациях» Ричард рассказал о природе PR. Толкуя природу связей с общественностью как процесс, г-н Линнинг акцентировал внимание на том, что эта сфера выполняет социальную функцию и обладает социальной ответственностью. «Мы как PR специалисты должны отвечать не только за содержание тиражируемого и транслируемого сообщения, но и за последствия, которые это сообщение повлечет за собой», – отметил эксперт.
Тему этики и юридических норм в коммуникациях продолжила Елена Фадеева, генеральный директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard, председатель АКОС. Елена рассказала аудитории о PR и GR кампании американских корпораций в России в рамках соответствия требованиям Акта о противодействии коррупции за рубежом (FCPA). В 1977 году в США был принят закон о противодействии зарубежной коррупционной практике, который действует до сих пор и накладывает определенные обязательства на деятельность американских компаний в разных странах. Закон предусматривает штрафы в огромных размерах, а также уголовную ответственность, которую несет высшее руководство компании в случае нарушения данного закона. «Специалисты, работающие в сфере коммуникаций должны быть знакомы с этим документом, поскольку в рамках GR им приходится работать с разными должностными лицами, чья деятельность регламентируется данным законом», – отметила Елена Фадеева.
Выступление Татьяны Галковой, директора по коммуникациям Sanofi, было посвящено этике коммуникаций в фармотрасли. По славам Татьяны, фармацевтическая отрасль – самая жестко регламентируемая сфера в отношении коммуникаций. Фармотрасль регламентируется законом о рекламе, законом об обращении лекарственных средств, отраслевыми кодексами этики, а также корпоративными этическими кодексами. «В нашей сфере аудитория и тематика требуют предельной корректности формулировок, достоверности информации и правильности тона коммуникации», – подчеркнула Татьяна Галкова.
Елизавета Фетисова, руководитель прямых коммуникаций компании “Вимм-Билль-Данн”, посвятила свой доклад кейсу бренда «Родники России». Елизавета рассказала участникам и слушателям круглого стола о новом, четвертом поколении брендинга, когда покупатель и бренд объединяются ради определенной социально-значимой цели. Примером именно такого брендинга стал проект бренда «Родники России» под названием «Поможем природе вместе».
В продолжение темы международных юридических норм, Владимир Туткевич, генеральный директор Ассоциации CFA (Россия), рассказал о проблемах конфликтов интересов и контроля со стороны акционеров в публичных компаниях, на примере закона Sarbanes-Oxley. Директор по обучению и развитию Ogilvy Group Netherlands Вим ван Мелик в своем выступлении связал понятие этики с репутацией, отметив, что честность и открытость могут повысить продажи на 50% и более.
Тему международной юридической практики затронула и Любовь Гурова, партнер компании по управлению репутацией «Райхлин и Партнеры», посвятив свое выступление современным этическим стандартам лоббирования на примере Германии и рассказав о том, как взаимодействуют лоббисты в Германии, а также о разнице отношения к лоббистам в Германии и России. Завершил круглый стол доклад Олега Солодухина, вице-президента КРОС. Олег затронул тему этичных гостендеров, рассказав об отличиях между 94-ФЗ, который регулирует процедуру проведения госзакупки, от Федеральной контрактной системы – законопроекта, который должен сменить упомянутый 94-ФЗ.