25 сентября в Санкт-Петербурге в рамках Baltic Weekend 2014 прошел круглый стол рабочих групп по ценообразованию и тендерной политике Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). В ходе дискуссии, получившей название «Мы выбираем, нас выбирают: клиент и агентство в поисках идеального партнерства», консультанты представили новые стандарты образования почасовых ставок для PR-специалистов и исследование по тендерной политике, проведенное на основе опроса 100 компаний-лидеров рынка России. Впервые в истории форума к обсуждению присоединился руководитель отдела закупок.
Рабочая группа АКОС по ценообразованию под руководством президента холдинга Pro-Vision Владимира Виноградова провела детализацию базы штатных позиций, по которым рассчитывались рейты – в этот раз туда вошли 23 должности. В предыдущей версии опроса расчет почасовых ставок специалистов осуществлялся по 7 категориям.
Результаты исследования представил участник рабочей группы Михаил Маслов, партнер Ketchum, генеральный директор Ketchum Maslov, в презентации «Сколько стоит PR?». Важнейшие изменения – значительный рост позиций топ-менеджеров (президент, генеральный директор, заместитель генерального директора, руководитель практики и др.) – на 39%, а также снижение ставок некоторых младших специалистов (менеджер проекта, младший менеджер проекта и др.) в среднем на 22% и digital-специалистов – на 6%.
«Решающее влияние на полученные данные оказывает состояние рынка кадров, – Значительно выросли ставки наиболее квалифицированных, опытных и востребованных топ-менеджеров. Остаются в цене и рядовые управленцы. Digital-категория все еще развивается, ее активного роста стоит ожидать в будущем. В то же время снижение ставок младших руководителей связано с их переизбытком на рынке и недостаточностью опыта», – отметил Владимир Виноградов.
«Предлагаемые почасовые ставки важны не только для PR-агентств, но и для клиентов, которые пользуются их услугами. Единый принцип формирования PR-бюджетов делает ценообразование в отрасли максимально прозрачным для всех участников и выводит рынок PR на новый уровень», – резюмировали участники рабочей группы.
Клиенты поддерживают введение новых стандартов почасовых ставок проектного персонала агентств. «Предложенная АКОС детализация предоставляет клиентам максимально прозрачную картину, они четко видят, сколько и за что платят, – отметила Анастасия Макаркина, руководитель закупок медиа, маркетинга и связей с общественностью в объединенной структуре АРНПО (АвтоВАЗ-Рено-Ниссан), регион Евразия. – В сегодняшней рыночной ситуации клиенты делают выбор в пользу квалифицированных и опытных менеджеров, способных за меньшее время выполнить большее количество работы соответствующего уровня, и хотят платить только за реальные результаты».
Согласно результатам исследования рабочей группы по тендерной политике под руководством Ольги Дашевской, основателя и старшего партнера Агентства бизнес-коммуникаций PR Inc., сейчас на этапе оценки тендерных предложений заказчики в большей степени ориентируются на опыт реализации агентством аналогичных проектов (77%) и проактивность (63%). Следующие по значимости параметры – сроки выполнения работ (53%) и личные доверительные отношения с подрядчиком (49%). Только 30% опрашиваемых обозначили важность низкой стоимости предложения, и 37% респондентов –«громкий бренд» провайдера.
Еще одним важным выводом тендерного исследования стало то, что заказчики в большинстве своем не раскрывают результаты конкурсов на оказание услуг. За прошлый год только 6% компаний из числа респондентов сообщили, что перешли к практике открытых торгов с публичным оглашением результатов. Около 50% компаний отметили, что предпочитают не называть победителей тендеров.
«Впервые АКОС провел опрос среди клиентов. Все наши предыдущие исследования проходили только внутри сообщества консультантов по PR. У нас получилось начать двусторонний диалог на тему повышения прозрачности тендерных процедур», – подытожила Ольга Дашевская.
Татьяна Зверева, руководитель по работе со СМИ и региональному взаимодействию «МегаФон», поделилась опытом проведения тендеров в своей компании. Очень важен индивидуальный подход к клиенту и свежие идеи. Агентства не должны показывать презентации, которые были сделаны для конкурента, тем более забывать поменять в них логотип компании.
«Менеджеру, проводящему тендер, хочется видеть не только креативную концепцию, но и механику реализации проекта, так как порой он не понимает, как предложенный проект сделать самому», – отметила Анастасия Макаркина.
К дискуссии подключились слушатели из зала. Самым активным был Алексей Ситников, основатель и президент ICCG. Для него стало настоящим открытием, почему агентства должны следовать рекомендациям клиентов. «Вероятно, мы перегрели рынок, поэтому заказчики диктуют свои правила», – признался Алексей. Консультантам стоит обозначать свои правила при выборе партнера и самим решать, с кем работать, а с кем нет, а не ждать этого решения от заказчика, считает он. Алексей отметил, что сейчас на рынке на первое место выходит личность –именно ее, в первую очередь, и покупают клиенты.
Владимир Виноградов, подводя итоги обсуждения, отметил, что очень важен двусторонний диалог, открытость партнеров друг другу и прозрачность во взаимодействии. Именно на это направлена работа экспертов Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС).