27 мая на Российском Интернет Форуме, посвященном 30-летию российского Рунета, представители разных некоммерческих объединений отвечали на вопрос, зачем нужны общественные объединения и можно ли рассматривать их экосистему как консолидированное межотраслевое сообщество.
Эксперты отметили, что в последние годы количество общественных объединений, в том числе в области коммуникаций, выросло, уровень их компетенций стал более высоким, а роль заметнее. В чем же основные функции отраслевых НКО? С учетом опыта и примеров экспертов различных отраслей (государственных и коммерческих организаций из области экономики, цифровых технологий, законодательства, образования, маркетинга, PR) основными назвали следующие.
Формирование повестки своих отраслей, мониторинг статус-кво, понимание и объяснение трендов, запросов и потребностей
Расшифровка того, что происходит, государству, взаимодействие с ним и консультирование его
Помощь своим отраслям в том, чтобы быстро реагировать на вызовы, лидирующая роль в таком консультировании и разъяснении инструментов развития
Наращивание экспертизы своих отраслей, формирование системы саморегулирования, самоограничений и стандартов
Содействие формированию необходимой инфраструктуры, безбарьерных профессиональных пространств
Содействие развитию межотраслевого сотрудничества и формированию атмосферы доверия между отраслями, подотраслями и разными ЦА
Формирование коммьюнити, объединение компетенций и ресурсов основных игроков отрасли, предоставляющих мандат
Объединение разных экспертных сообществ, теоретиков и практиков
Представление экспертного сообщества с разных (лучших) сторон, его продвижение
Повышение квалификации и ответственности всех игроков и заинтересованных сторон
Член Совета АКОС, генеральный директор агентства “Интериум”, член Общественного совета Минцифры России Валерий Сидоренко отметил, что несмотря на то, что АКОС работает 25 лет, потребность в том, чтобы помогать рынку адаптироваться к новым правилами, реалиям и вызовам всегда остается актуальной.
«Очень сильно на это за последние 10 лет повлиял бурный рост digital, затем пандемия, которая меняла правила игры, затем СВО, которая снова все поменяла, — отметил Валерий. — На фоне всех этих изменений надо продолжать структурироваться, создавать правила игры, вести диалог с государством. Сегодня все больше историй, когда конечный заказчик для агентства — государство. Когда клиент для агентства – государство, то и начальником становится государство. Тут возникают две истории – бизнесовая и идеологическая. За регулирование таких отношений должны отвечать общественные организации, регулировать, что хорошо, а что плохо». Сегодня же, по словам Валерия, такая функция сведена практически к минимуму, но потребность в ней есть: «Ассоциаций стало больше, рынок стал больше, и желание руководить рынком у государства усилилось».
Назрела и необходимость более эффективной консолидации. Возможно, стоит обсуждать создание ассоциации ассоциаций или предложить усилить в этом направлении работу ранее созданного Координационного совета коммуникационной индустрии при Общественной палате Российской Федерации? Так или иначе, системный внутренний диалог необходим.