Новости

Почем «бесплатный» тендер, и кто за него платит

2024-12-10 18:46 События
Член АКОС агентство Comunica опросило 134 респондента — 49% на стороне клиентов и 51% в агентствах — и узнало, участвуют ли они в тендерах на коммуникационные и PR-услуги, сколько тратят на проведение и удовлетворены ли результатами. Подробно о результатах рассказал Sostav.ru.

Чаще всего в российских агентствах на подготовку предложения тратят примерно от 50 тыс. руб. до 150 тыс.руб. По данным исследования британского агентства PRCA, в Объединенном Королевстве подготовка обходится в среднем в 7165 фунтов (900 тыс. руб). Оплачивать предложения должны агентства, считают 74% клиентов. При этом, 25% агентств участвовали в платных тендерах (завидуем!). Большинство клиентов (90%) уверены, что брифуютотлично. Но 60% российских и 65% британских агентств с ними не согласны. В агентствах уверены, что идеи проигравших иногда воплощаются — клиентом инхаус или руками другого подрядчика. Такое случалось почти с 90% российских агентств и 49% британских, по данным PRCA. А вот клиенты считают, что такого не бывает — по крайней мере, с заимствованием идей не сталкивались 67%. Поразительное открытие — не всегда выигрывает фаворит клиента. Больше 70% опрошенных признались, что бывали не согласны с результатами, а иногда предпочли бы работать с проигравшим агентством.

Итоги исследования обсудили на Baltic Winter. Дарья Лапшина, account Director PR-агентства Comunica по итогам дискуссии написала в своем ТГ-канале:

В целом дискуссия казалась не особо острой, но по ее итогам осталось впечатление, что во многих умах крепостное право в 1861 году не отменили. В чем это выражается? Одним из основных месседжей исследования был тот факт, что люди не должны работать бесплатно. Куча времени, которое агентство тратит на подготовку тендерадолжно оплачиваться, а PR-агентства и клиенты должны быть партнерами. Клиенты постоянно напоминают, что они ожидают активной работы, инициативности и готовности погружаться в задачи, но при этом не хотят оплачивать наши усилия. Вчера один из спикеров обозначил, что агентства плохо готовятся к тендерам. Сказал, что даже не удосуживаются вычитать интервью спикеров, не изучается отрасль клиента, деятельность компании в рамках подготовки тендера. Получается, мысль, что PR — это бесплатно, настолько глубоко загрузилась в матрицу мышления людей, что они думают, что и пиар-специалисты должны работать без вознаграждения. И несмотря на все вызовы, фактически на нерве высказанная фраза людей со стороны агентств: «Мы готовы быть партнерами, мы хотим быть партнерами, и давайте уже ими будем, но уважайте наш труд» не была услышанной. Все равно остается позиция, что клиент — это большой теплоход, а агентства вокруг на утлых лодочках. И на самом деле это очень печально. И ведь никого не смущает тот факт, что в сфере креатива и брендинга есть позиция, что агентства не принимают участие в бесплатных тендерах. Это кажется нормальным, но при это на рынке пиара такой позиции нет. И вот вопрос: что пошло не так? и когда? Почему наши же коллеги, те самые люди, с которыми мы встречаемся, пьем чай, обсуждаем наши заботы и проблемы, детей и кошек, считают, что наш бесплатный труд это норм, либо он должен оплачиваться более низко, чем любой другой?