Выявлять незаконную рекламу в «Инстаграме»* и на запрещенных ресурсах, а также следить за рекламой у блогеров-десятитысячников будет Федеральная антимонопольная служба, рассказала ADPASS первый вице-президент АКАР Елена Решетова.
Во вторник Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о запрете размещения рекламы на любых запрещенных в России интернет-ресурсах. Если конкретнее, рекламу запретили на информационных ресурсах:
иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ (большая часть из них — интернет-издания и общественно-политические организации, также признанные иноагентами, так что реклама у них уже была запрещена с 22 марта 2024 года);
общественных или религиозных объединений либо иных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете в связи с их экстремистской или террористической деятельностью (Instagram, Facebook*);
доступ к которым ограничен в соответствии с нарушениями российского законодательства (например, Twitter или LinkedIn).
Поправки вносятся в закон «О рекламе» и в закон «О противодействии экстремистской деятельности». В первом чтении за них проголосовали в июле 2024 года. Согласно принятой сегодня редакции, закон о запрете рекламы на нежелательных и запрещенных информационных ресурсах начнет действовать с 1 сентября. О переходном периоде ранее просили блогеры во главе с отраслевой Ассоциацией блогеров и агентств.
Как будут наказывать за рекламу в Instagram и на других запрещенных ресурсах
С 1 сентября 2025 года штрафовать за размещение рекламы в Instagram и других запрещенных ресурсах будут всех: и блогеров, и рекламодателей. Прямое указание на ответственность как рекламораспространителей, так и рекламодателей содержится в новой версии поправок и вносится в закон "О рекламе". Штрафы за нарушение запрета стандартные — в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. Для граждан они составят от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
Госдума не только запретила рекламу в Instagram*. Ко второму чтению в пакете вносимых поправок в закон «О рекламе» появилось важное изменение, связанное с другим резонансным законом — об учете блогеров с аудиторией более 10 тыс. пользователей. Закон приняли летом, владельцев страниц в соцсетях с аудиторией более 10 тыс. пользователей с 1 ноября обязали сообщать сведения о себе в Роскомнадзор. В не зарегистрированных в Роскомнадзоре блогах и телеграм-каналах с более 10 тыс. подписчиков с 1 января запрещено размещать рекламу. Также с 1 января такие блоги не могут собирать донаты, а их сообщения нельзя репостить.
Депутаты приняли поправку, в соответствии с которой ответственность незарегистрированных блогеров-десятитысячников за распространение рекламы прямо прописывается в 7-й части 38 статьи закона «О рекламе». Штрафы за нарушение для блогеров и владельцев каналов будут все те же, по статье 14.3 КоАП РФ: для граждан — от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
Ответственность рекламодателей за рекламу у незарегистрированных блогеров-десятитысячников отдельно не прописали. Рекламодателя также смогут оштрафовать на основании части 1 статьи 38 закона «О рекламе» (нарушение физ- или юрлицами рекламного законодательства), полагает адвокат Павел Магоня из Art de Lex. Но тот факт, что данное нарушение не вписано в 6-ю часть 38-й статьи (ответственность рекламодателя), эти риски существенно снижает, отметил он.
"Тем не менее есть сформировавшаяся судебная практика о том, что части 6-8 статьи 38 лишь разграничивают ответственность за нарушение некоторых требований закона "О рекламе", но не устанавливают исчерпывающий перечень таких нарушений. Будет ли фактически регулятор привлекать к ответственности и рекламодателей станет известно только на практике", — добавил Павел Магоня, Руководитель группы практики антимонопольного регулирования Art de Lex.
Поправка об ответственности блогеров вступает в силу с 1 сентября 2025 года. И хотя запрет на рекламу у незарегистрированных блогеров-десятитысячников уже действует, можно предположить, что активно штрафовать за рекламу тех, кто не зарегистрируется в Роскомнадзоре, начнут с сентября.
По инициативе АКАР при взаимодействии c ФАС будут разработаны разъяснения в формате акта саморегулирования по применению нового закона. По словам Решетовой, ассоциация уже попросила сообщество блогеров в течение двух-трех недель сформулировать основные, интересующие их вопросы.
"Коллеги из Ассоциации развития интерактивной рекламы, Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью, Ассоциации блогеров и агентств, Национальной ассоциации блогеров также примут участие в этой работе. До вступления нового закона в силу разъяснения будут разработаны и опубликованы на индустриальных ресурсах", — отметила Елена Решетова, первый вице-президент АКАР.
*продукт Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)