Монополия на новости со стороны классических СМИ продолжает сокращаться
3-ий ежегодный опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям фиксирует усиление прошлогодней тенденции – 61% респондентов отмечают потерю монополии на новости со стороны традиционных СМИ как ключевой тренд современных медиа. Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС), «Вместе медиа» (АНО «ЦНРМ»), коммуникационное агентство PR-Consulta и исследовательская компания PR News изучили наиболее актуальные медиатренды для российской информационной среды 2024 года. Исследование, в котором приняли участие 480 представителей СМИ и специалистов по коммуникациям, проводится третий год подряд.
Ведущим трендом 2024 года по мнению 61% (+4%) респондентов, стала потеря традиционными СМИ монополии на новость из-за перехода аудитории в мессенджеры, рост конкуренции между блогерами и медиа, рост конкуренции по оперативности предоставления информации. Вторым по значимости трендом более половины участников опроса (51%; +1%) выделили усиление цензуры и, как следствие, осторожную позицию редакций, сужение тем для экспертной журналистики. Оба тренда были ключевыми и по данным исследования в 2023 году.
«Стоит отметить совпадение в оценке топ-трендов у представителей медийного сообщества и коммуникационной отрасли. Помимо двух магистральных тенденций, в топ-5 вошли зарегулированность (46%), зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ (44%; +8%) и размывание функционала современного журналиста (40%). Это говорит о том, что, несмотря на различия во взглядах, представители медийного сообщества и коммуникационной отрасли совпадают по ключевым позициям, а значит, между нами все больше точек соприкосновения», – прокомментировала Евгения Немчинова, управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta.
«Если говорить про отличия в оценках, то журналистское сообщество больше отмечает уплотнение функционала современного журналиста и трансформацию редакционных процессов, зарегулированность, нарастающую необходимость этического регулирования применения ИИ в подготовке материалов. В свою очередь у специалистов по коммуникациям фокус смещен на трансформационные процессы на рынке и проблемы манипулятивного характера формирования дискурса: размывание понятия «медиа», повышение конкурентности между инфлюенсерами, классическими медиа и социальными сетями, предвзятость и умышленное использование неполных данных; курс на монетизацию как в работе редакций, так и журналистов, что стало необходимым условием для сохранения профессии», – говорит Наталья Власова, генеральный директор АНО «ЦНРМ» (проект «Вместе медиа»).
«Для изучения взаимосвязей между трендами мы использовали факторный анализ, который позволил выделить четыре модели оценок коммуникационного пространства экспертами. В первой – эксперты делали акцент на размывании границ между рынками, понятиями, профессиями коммуникаторов. Вторая модель – это взгляд на медиа с позиции ограничений и барьеров, прогноз неутешительный – снижение качества и сужение возможностей из-за регуляторных ограничений, фокуса на монетизацию. Тренды этих групп задают повестку. Фоновыми, несмотря на всеобщий интерес в пространстве коммуникаций, стали вопросы и возможности профессии в эпоху ИИ: этика, регулирование, а также тренд на прозрачность и сегментацию медиа», – сказала Лилия Глазова, генеральный директор исследовательской компании PR News.
«Одна из ключевых задач АКОС – развитие эффективной индустрии PR-услуг в России, что невозможно без понимания актуальных медиа трендов. Последние несколько лет современная медиасреда подверглась турбулентным изменениям, которые мы стремимся фиксировать, изучать и интерпретировать. Это позволяет нам выстраивать прозрачные профессиональные отношения с журналистским и медийным сообществами и разрабатывать результативные коммуникационные стратегии для бизнеса, государства и общества», – отметил Андрей Лапшов, президент АКОС.
Краткая справка об исследовании: Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 05 сентября по 31 октября 2024 года. В исследовании приняли участие 480 респондентов – 55% специалистов по коммуникациям и 45% представителей СМИ. Им было предложено оценить 21 тренд на предмет их актуальности по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросов, а также была предоставлена возможность назвать свои тренды в открытом вопросе. Выборка трендов, которые определяют развитие медиаиндустрии в 2024 году, предварительно была сформирована экспертами в рамках ряда стратегических сессий как среди журналистов, так и среди специалистов по коммуникациям.
Более детально ознакомиться с
исследованием.