Статистика по тендерам 2015-2018
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСЗАКУПОК В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ, 2015-2018
Рынок государственных закупок в области коммуникационных услуг вырос на 17% за 4 года
Исследовательская компания PR News в кооперации с Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и Департаментом интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ провели исследование динамики спроса на рынке коммуникационных услуг за 2015-2018 гг.

В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам:
  • PR-услуги,
  • организация мероприятий,
  • медиа мониторинг,
  • размещение рекламных публикаций,
  • SMM,
  • исследования,
  • работа с сайтами и др.
Статистика
  • 33,2 млрд рублей – объем коммуникационного рынка госкомпаний в 2018 году
  • 2829 компаний и учреждений в 2018 году инициировали тендеры на услуги в сфере коммуникаций;
  • 14 361 тендер был инициирован государственными учреждениями и компаниями в 2018 году;
  • 5 – среднее число контрактов, которое ежегодно инициирует одна компания или учреждение;
  • 50% госконтрактов приходятся на организацию и продвижение мероприятий (event);
  • 7% – средний размер скидки по контракту, которую удается получить заказчикам
Динамика

Общий объем рынка последовательно увеличивается: с 2015 по 2018 он вырос на 17%. Количество тендеров снижается, но бюджеты растут: в Москве на 10%, в регионах более внушительные изменения: 20% за рассматриваемый период.
Регионы

Центр (Москва) и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.
Скидки

Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где в среднем сумма скидок не превышает 5%. Новые направления, только формирующиеся (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции – коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.
Услуги

Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос на направления SMM и разработку сайтов. Их доля постепенно растет.
Заказчики

Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании.
Основные потребители – ведомства, на них приходится 40% закупок.

У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно их доля в общей объеме рынка более существенна.

У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.
Конкуренция

В рамках исследования эксперты департамента «Интегрированных коммуникаций» НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель для анализа конкурентной среды отрасли. Значение менее 1000 означает, что рынок конкурентный, без барьеров для входа или выхода участников.

Для рынка коммуникаций Индекс не превышает 300, и его значение постепенно падает. Это означает, что конкуренция усиливается, снижается значимость крупных игроков.

Полную версию исследования можно посмотреть по ссылке: https://public.tableau.com/profile/prnews#!/vizhome/PR2015-2018/gostendery_dashboard